Интермузей-2019: рассказываем в Бресте

В Москве завершился Международный фестиваль музеев «Интермузей» — главное музейное событие года в России. Это уникальная площадка для специалистов, профильных организаций и широкого круга посетителей.

Видеотрансляцию всех сессий деловой программы можно посмотреть здесь. 

Мы выдели несколько новых практик и актуальных тем, которые, на наш взгляд, легко бы нашли отражение в белорусском культурном контексте.

Зачем музею волонтер?

В 2019 году Фонд Владимира Потанина впервые провел конкурс, ориентированный на выявление лучших музейных волонтеров.
Каждая история уникальна, здесь нет типовых сценариев. Как показал конкурс, в музейные волонтеры приходят люди совершенно разных профессий. Разнообразен и возраст победителей: от 16 до 70 лет.

Разработчик и оператор конкурса — Ассоциация менеджеров культуры, а организатор — Фонд В. Потанина. Для победителей из разных городов и регионов России, в рамках фестиваля #интермузей2019 в Москве, была разработана индивидуальная программа. Мы присоединились, чтобы познакомиться ближе с участниками и понять, как волонтер и музей нашли друг друга.

Этот опыт совершенно новый для Беларуси. Мы не знакомы с подобными примерами в Бресте и даже столице. А ведь волонтерство не про принуждение, а про прогрессивное развитие. В мире все больше встречается волонтерство в культуре и искусстве. В таком сотрудничестве выигрывают обе стороны. Для волонтера — это возможность реализовать свой интерес на практике, а также возможность попробовать себя в разных сферах и получить полезные навыки и опыт. Для музея такое партнерство помогает сконцентрироваться на проектах, требующих профессиональные навыки и новый взгляд.

Современные музеи не стоят на месте – все больше интерактивных программ и живого общения с посетителями. Такое естественное развитие приводит в музеи специалистов разных сфер деятельности. Но, к сожалению, далеко не каждый музей может позволить себе расширение штата, а привлечение волонтеров вызывает опасение у музейных сотрудников и вопросы «чем они могут помочь без знаний и опыта в музейном деле».

Данная программа Фонда Потанина сделала видимым вклад волонтеров в развитие музеев России. Этот опыт не сводится
исключительно к рутинной механической работе. Волонтеры не редко приходят со своими идеями, которые вырастают до крупных проектов или новых экспозиций. Если музей готов развиваться, ему уже сегодня стоит подумать о том, как системно выстраивать работу со своими нынешними и будущими волонтерами.

Управление наследием: профессионалы vs диллетанты.

В фокусе внимания дискуссии – частные музеи, основанные на индивидуальной идее владельца коллекции и открытые для посещения. Наследие, которое они хранят, чаще всего связано с историей быта, повседневности, локальными героями и культурой, традициями местных промыслов и историей производств. Частные или негосударственные музеи также редкая для Беларуси практика.

Специалисты отметили укрепление роли некоммерческого сектора, который уверенно участвует в экономике России. Конкурентность стала шире, и ее нужно учитывать, чтобы понимать изменения в культуре.

В проблемном поле выделены свойственные и для беларуского контекста вопросы. Один из актуальных – профессионализация в работе с частными коллекциями (включая переход артефактов по наследству). Другая проблема – ненасыщенность в музейном деле. Речь о том, что музеи похожи друг на друга – чаще они работают по одинаковому сценарию и находятся в схожих ситуациях. По мнению экспертов, это связано с отсутствием инициативы, когда музеи пользуются стандартными «кальками» – наполнять, институциализировать, благоустраивать. Такие шаблоны применяют с советского времени. Это тупиковый сценарий без видения долгосрочного развития.

Если говорить о появляющихся возможностях привлечения дополнительного финансирования или использования нового формата (межмузейного проекта, оцифровки коллекций, привлечение кураторов или международных экспертов), то все музеи и инициативы находятся в правовом вакууме.

Сохранение цифрового культурного наследия.

Темами секции «Информационные технологии» стали: цифровые платформы и технологии в музейной деятельности, цифровой маркетинг и продвижение, сохранение цифрового культурного наследия, технологии защиты интеллектуальной собственности, искусственный интеллект в музейной практике. Музейные ИТ-специалисты, эксперты и разработчики поделятся опытом, обсудят тренды и планы развития технологий. Кроме этого спикеры обозначили проблемные точки и постарались ответить на актуальные вопросы. Год назад, в 2018, секция едва ли была заполнена на треть зала, но в это раз аудитория значительно пополнилась. В частности участниками дискуссий стали представители частных и федеральных музеев.

Для Бреста вопрос оцифровки культурного наследия стоит как никогда остро. В силу неоднократной смены политических и географических границ, сегодня архивные первоисточники об истории города находятся за пределами страны. По объективным причинам музеи и культурные институции до сих пор не проводили комплексные исследования отдельных периодов — командировки и приобретение копий стоит дорого. Сдерживающим фактором является и плановая экономика. Она ограничивает исследовательские проекты и архивную работу. Ведь часто появляются ранее неизвестные в профессиональной материалы, описи дел, что увеличивает затраты получения копий.

Проводя методичную архивную работу 2013 года, Фонд ставит перед собой задачу скопить данные разных архивов в одном месте и предъявить в эти новые знания в виде первоисточников, без интерпретации и идеологического искажения. Для реализации этой задачи была создана база данных brestdatabase.by как единый индикатор знаний (на основе картографии, архивных справок, описей дел, современных и архивных фотографий). База призвана стать цифровым научно-вспомогательным фондом для многопрофильных организаций и более глубокого изучения темы истории города и Брестской крепости.

Опыт показал, что некоторые музеи и архивы осторожно подходят к переводу архивного фонда в цифровой формат. Основные вопросы сомнения связаны с авторством — кто будет обладать первоисточником? Эксперты, имеющие опыт в данном деле, призвали изучить законодательную базу и нормативные акты. Кроме этого в основе таких взаимоотношений всегда находится договор между правообладателем (автором) и посредником (тем, кто публикует), в этом документе должно быть четко зафиксировано кто и при каких условиях (коммерческое или нет) может использовать опубликованный материал. Несоблюдение профессиональной этики и использование данных в коммерческих целях (без ведома правообладателя) преследуется по закону.

Владимир Определенов, заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина по цифровому развитию: «Информационные технологии» — одна из самых интересных и актуальных секций на фестивале. Цифровое развитие преобразует наш мир, и музеи должны быть включены в этот процесс. Чтобы не отставать и не терять интерес общества, важно двигаться вперед, но при этом нельзя фокусироваться только на моде. Мы ответственны за сохранение историко-культурного наследия и просвещение. Наша обязанность — разумно и осмысленно использовать достижения цифровых технологий, что требует проведения научно-практических исследований и максимального обмена опытом как внутри музейного сообщества, так и за его пределами. Именно институты памяти, такие как музей, должны быть площадкой хранения и распространения достоверной информации в глобальной сети. Это и есть основная тема нашей секции в этом году».

Об Интермузее

Структура фестиваля традиционно включает экспозиционную часть, деловую и культурную программы, а также конкурс для музеев-участников.

Ежегодно фестиваль объединяет более 400 музеев из России, стран ближнего и дальнего зарубежья, а также более 3000 музейных специалистов, участвующих в мероприятиях профессиональной деловой программы.

Фестиваль проводится Министерством культуры РФ с 1999 года. В разные годы фестиваль посетили премьер министр РФ Дмитрий Медведев, заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец и другие политические, общественные и культурные деятели.

Главный организатор фестиваля — Минкультуры России; оператор фестиваля — ГМВЦ „РОСИЗО“. Регионы-партнеры: город Москва, Московская область, Республика Коми.

Текст: Наталья Зданевич.

Фото: Наталья Зданевич, Благотворительный Фонд Владимира Потанина, Интермузей-2019.

Post a comment