Сегодня остается открытым вопрос о фатальности изменений уходящего года, которые повлияют на музейную сферу, подходы и практику работы с наследием, выстраивании отношений музея с аудиторией. В еще более уязвимом положении находятся объекты наследия, не вовлечённые в социокультурную жизнь территории.
Фонд развития Брестской крепости и Ассоциация менеджеров культуры (Москва) пригласили к разговору представителей трех крупных проектов, работающих с темой сохранения и вовлечения в актуальный социокультурный оборот объектов фортификационного наследия из России, Беларуси и Литвы.
Участники:
Виктор Шалай (Владивосток, Россия), директор музея-заповедника «Владивостокская крепость» и Музея истории Дальнего Востока. Член президиума Российского комитета Международного совета музеев.
Владимир Орлов (Каунас, Литва), руководитель Центра военного наследия Литвы, автор-составитель Атласа крепости Брест-Литовск, эксперт Фонда развития Брестской крепости по историко-архивным исследованиям, автор и соавтор книг «История Ковенской крепости», «Фортификация XX в. в Литве», атласа Ковенской крепости.
Инна Прилежаева (Москва, Россия), руководитель разработки комплексной концепции Сохранения и развития Брестской крепости, член Правления Фонда развития Брестской крепости, исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры.
Алина Деревянко (Брест, Беларусь), директор Фонда развития Брестской крепости.
Ведущая: журналист Ксения Басилашвили.
Вопросы к обсуждению: Как повлиял локдаун на стратегию и тактику работы с фортификационным наследием сегодня? Почему важно исследовать и как представлять знание об этом наследии? В чем потенциал музеефикации этих объектов? И что может стать аргументом для объединения ресурсов общества, власти и бизнеса?
Поводом к разговору стал выход 2 тома Атласа Крепости Брест-Литовск, как нового источника знаний о Брестской крепости. В научный оборот введено более 100 источников – картографического материала, архивных документов и фото. Второй том Атласа крепости Брест-Литовск – это совместный международный проект организации Фонда развития Брестской крепости (Брест) и Ассоциации менеджеров культуры (Москва), созданный при участии крупнейших архивов и музеев Бреста, Москвы и Санкт-Петербурга.
Если коротко:
- Владимир Орлов. Литва, Каунас. Составитель Атласа Брестской крепости
«Самое главное, что мы выучили за 11 лет работы, это то, Крепость – это не кирпичи, а люди. И будущее Крепости очень зависит от того, какие люди соберутся в команду, какие будут убеждения у этих людей, какие у них будут компетенции и насколько они захотят решать нерешаемые задачи и искать ответ на вопросы, на которые до них никто не искал ответ».
«Диверсификация функций на таком объекте как Крепость крайне важна и полезна. Чем больше будет функций у объекта, которые дополняют друг друга и не вступают в какой-то конфликт, тем больше шансов объекту развиваться, находить себя, выживать в сложных ситуациях и иметь будущее».
- Алина Деревянко. Беларусь, Брест. Директор Фонда Брестской крепости
«Желание использовать наследие как ресурс, как возможности и для высказывания, и для развития региона и для жителей. И что мне еще кажется очень важным, это, с одной стороны, – позиция профессионалов, но с другой стороны – жителей, которым важно, чтобы появилось новое общественное, рекреационное или историческое пространство, дополненное новыми смыслами».
- Инна Прилежаева. Москва, Россия. Исполнительный директор АМК
«Я мечтаю о том, чтобы в Брестской крепости складывались условия и созревала среда, где возможны партнерские отношения, возможно слышать разные голоса, где представители и лидеры местного сообщества, профессиональной среды могут проявлять себя. И в этом смысле идея такого масштабного культурно-исторического парка международного значения, где есть и фортификационное наследие, и большая история тысячелетнего города, который был на месте крепости, и рекреационные парковые зоны, — всё это работало бы на процветание этого объекта и воспроизводства знания о нём».
- Виктор Шалай. Владивосток, Россия. Директор Музея-заповедника «Владивостокская крепость» и Музея истории Дальнего Востока.
«Мы относимся к тому, что мы делаем, не только как к происходящему в музейном мире, это значительно шире. Может быть, где-то мы романтичны, но всё-таки предполагаем, что данный нам инструмент и столь масштабный памятник плюс уже имеющийся Музей истории Дальнего Востока с его разветвленной филиальной сетью, плюс еще, как минимум, четыре нерожденных, но мечтаемых музея, – всё это вместе может создать такой мощный музейный конгломерат, который будет способен не только спасти памятники и дать им новую жизнь, но и всерьез повлиять на качественные положительные изменения в социально-экономической реальности региона».
Подробнее о книгах и где их получить по активной ссылке.