Арт-интервенция в Бресте: советское наследие

Фонд развития Брестской крепости инициировал резиденцию для художников, чтобы способствовать развитию критического мышления к событиям прошлого, созданию площадки для диалога между художниками и зрителями.

Арт-резиденция в Бресте – это погружение художника в локальную среду города, чтобы используя художественные методы, расширить существующий образ советской истории Бреста, представить рефлексивный взгляд на советское наследие крепости и города Бреста. События и материальные объекты, которые достались Бресту в XX в. еще не до конца осмысленны, хотя они присутствуют в нашей повседневности. Многому еще предстоит стать наследием, и художники одни из тех, кто может помочь осознать значимость и подчеркнуть то, что должно быть сохранено для будущего.

В результате конкурса, Фонд получил 18 заявок и перед жюри стояла непростая задача сделать выбор из множества интересных, важных и разноплановых проектов. На протяжении 7 — 10 дней 4 художника жили и работали в Бресте. Авторы провели ряд встреч в формате artist talk и рассказали о современных темах и форматах в работе с наследием. Каждый художник выбрал свою тему: Максим Сарычев изучал советские мозаики, Дарья Трофимова — типовые пятиэтажки, Алексей Толстов подготовил перфоманс о прошлом и “светлом будущем”. Илона Дергач приглашала поразмышлять о том, как избирательна и непредсказуема наша память.  Все это – попытка показать то «невидимое» наследие, которое находится каждый день вокруг нас.

Герои и форматы

Даша Трофимова, работает с темой постсоветского наследия и исследует пятиэтажки и блоковую советскую застройку как феномен — такой тип архитектуры для многих людей из постсоветского пространства является единственным образом дома, не физическим его воплощением, а эмоциональным. В рамках арт-резиденции Даша продолжила многолетний проект, начатый еще в Латвии, а затем продолженный в Казахстанской резиденции. Съемка из Бреста стала частью большой работы, в результате кадры из других стран бывшего СССР выстроятся в многоканальное видео-панно, но с историями уже про Брест и про людей, которые выросли в пятиэтажках, которые их строили. В проект вошли частные истории людей, которые рассказали как они получили квартиру в пятиэтажке, познакомились с соседями или может кто-то приезжал строить эти типовые дома и остался здесь жить.

Во время своей резиденции Алексей Толстов создал новую работу на стыке тематической поэзии и перформанса. Специально написанный текст-обращение был прочитан конкретным объектам советского наследия и архитектуры. В основе работы – проблемы прошлого, настоящего и возможности будущего, необходимость перемен.

Проект «Границы допустимого» Илоны Дергач также вышел в видеоформате. Свобода воли, как акт творческой реализации, индивидуального проявления или любопытство познания заканчиваются у границ. Физических, метафизических, условных, правовых, конкретных, идеологических, моральных. В послевоенные времена, с приходом советской власти, духовные центры исторически многоконфессионального Бреста были упразднены. Синагога – в кинотеатр, костел – в краеведческий музей, церковь – в архив, Бернардинский монастырь, служивший до 1941 года госпиталем, продолжает разрушаться и сегодня. После развала союза, духовные центры были возвращены в город, но по сей день многочисленные туристы едут смотреть только на Брестскую крепость, как на символ жертвы и подвига во имя отвоеванных границ уже несуществующей державы.

В рамках арт-резиденции Максим Сарычев сделали 3 поездки по маршрутам Брест — Волчин — Высокое — Каменец, Брест — Каменец — Пружаны — Кобрин и Брест — Мокраны. Удалось найти до 20 остановок с мозаиками разной степени сохранности. Каждая поездка длилась примерно 6 часов, включая паузы на фотографирование. Участники резиденции говорят, что вышло невероятно увлекательное путешествие — некоторые мозаики они видели на фото раньше, а некоторые были неожиданностью — об их существовании они и команда Фонда не знали. Все остановки разные — отличаются сюжеты, техника исполнения, масштаб. Природа, человек, животные, быт, наука, космос — все это есть на стенах.

Фото: Максим Сарычев. Брест. 2020.

Где увидеть результат? 

В связи с новой ситуацией и ограничением массовых мероприятий в Беларуси, Фонд отменил крупные офлайн события, включая открытие выставки по итогам арт-резиденции. Мы увеличили присутствие в онлайн среде и благодаря новым форматам, поддерживаем связь с нашим сообществом. Поэтому открытие выставки прошло в youtube канале Фонда, куда в прямом эфире мы пригласили поговорить о том, какие арт-проекты возникли и реализованы в 2020 году в Бресте. Какие темы выбирали художники и кураторы, что удалось, а что пришлось трансформировать в связи с изменяющейся ситуацией.

10 декабря в 19:00 мы пообщались с художниками, которые приезжали в Брест этой осенью, а также и представителями культ среды Бреста и Минска и узнали из первых уст, какое впечатление оставил Брест, какие проекты удалось реализовать в рамках арт-резиденции. Среди ярких проектов 2020 года, конечно “Месяц фотографии. Brest edition”, выставка Михаила Гулина “(Не) правда”, которые стали культурными событиями в Бресте и привлекла в город гостей из столицы. Кроме того, несколько важных выставок прошли в галерее “Пространство КХ” “Безаблічныя”, “Суп часу” и “дом дзе я”. Особенностью этого года стало то, что большинство выставок и проектов были специально подготовлены для Бреста, а значит увидеть их можно было только здесь и сейчас. 

Во второй части встречи мы расскажем о новой онлайн-выставке “Невидимое наследие”, которая предъявлена как банк проектов резиденции.  

Перейти к просмотру эфира

Организатор: Фонд развития Брестской крепости.

Команда проекта:

Алина Деревянко: кураторка проекта
Юля Волчёк: менеджерка спецпроекта / SHKLO
Наталья Зданевич: менеджерка проекта
Аксана Зинченко: дизайн, вёрстка / SHKLO
Анна Богдан: pr-cопровождение

Видео: Дмитрий Сахарук, Дмитрий Крусь

При поддержке: Heinrich-Böll-Stiftung (Фонда Г. Бёлля в Берлине).

Партнеры: Hermitage Отель, Арт-квартал Conserva, Журнал о Бресте Бинокль”, Платформа для современных фотографов SHKLO, Пространство КХ.