Мастер-план прилегающих к Брестской крепости городских территорий

В 2013 году был разработан и представлен мастер-план прилегающих к Брестской крепости городских территорий в границах улицы Ленина, трассы М1 и улицы Героев обороны Брестской крепости. Мастер-план отвечает на вопрос связей современного города и крепости, так как развитие территории крепости невозможно в отрыве от города.

Рисунок1Основная цель мастер-плана это предложение качественной программы создания сети новых публичных пространств на базе архитектурно-исторического наследия, органично дополняющего и развивающего существующий центр города Бреста. Мастер-план формирует инфраструктуру современного гостеприимства.

В качестве первых «сценаристов» первоначальной версии мастер-плана выступили 4 архитектурные группы из Беларуси, России и Украины: ЧУП «СтудиоА-3» (Беларусь, Брест), ООО «Компания СТАНД’АРТ» (Россия, Ульяновск), «Студия Дефас» + «А-3» (Украина, Киев), «АБ «8 Линий» при участии MLA + АБ «АФА» (Москва-Роттердам). Четырем авторским коллективам было предложено сформулировать свое видение развития территории в рамках проекта «Брест-2019».  Первое представление состоялось 6 марта 2013 г. в Городском исполнительном комитете г. Бреста.

В результате лучшие идеи были доработаны и объединены в один проект творческой группой из Санкт-Петербурга ООО «Институт Ленгипрогор». Руководителем группы территориального планирования выступил генеральный директор института «Ленгипрогор» Юрий Перелыгин, имеющий многолетний опыт практической работы в области планирования городов и территорий, в разработке региональных стратегий, развитии территорий с культурно-историческим наследием.

В зоне прилегающих территорий заложены идеи создания сети новых публичных пространств на базе архитектурно-исторического наследия, органично дополняющего и развивающего существующий цент города. Для туристического успеха проекта есть необходимость размещения гостиницы, конференц-зала, визит-центра, центра для проведения различных мероприятий, парковки и т.д.

Согласно градостроительному мастер-плану главный визит-центр необходимо возвести в зоне центрального входа в крепость. Визит-центр будет служить информационным центром не только для Брестской крепости, но также будет выполнять функцию основного информационного цента по брестской области и Беларуси. В нем уместно было бы разместить главный туристический офис города Бреста. Кроме главного визит-цента, для лучшего информирования и ориентирования посетителей очень важно создать сеть математических информационных центров, отдельных объектов и пространств: Мемориала, Археологического парка, Креативных индустрий и т.д.

В идеи мастер-плана входит строительство круглой площади, однако, таким образом, чтобы создать визуальное равновесие с визит-центром, который служит соединительным звеном между городом и крепостью. Комплекс должен тесно взаимодействовать с городом и крепостью, а застройка площади должна стать предметом международного архитектурного конкурса.

Существующая система общественного транспорта, связывающая город  крепость развита недостаточно хорошо, поэтому мастер-план учитывает развитие транспортного сообщения с железнодорожным вокзалом, проведение автобусных маршрутов до основных входов в крепость.

В самой Брестской крепости предстоит решение важной задачи по прокладке соответствующих дорог, дорожек и троп. Они должны сочетать в себе внешний вид, характерный XIX и перво половине XX веков и современные функциональные потребности. Проект исключает строительства по типу городских асфальтированных дорог с тротуарами, которые присутствуют сегодня на отрезке от Северных ворот до Цитадели. Можно рассматривать булыжную мостовую, или трилинку. Аналогичная точность и избирательность требуется при планировании и проектировании освещения.

Основные предложения по реализации проекта комплексной реконструкции исторического квартала г. Бреста заключаются в создании главного элемента исторического города – уникальной городской среды, выполняющей функции нового городского центра (ул. Ленина, трассы М1, территории Брестской крепости, ул. Героев обороны Брестской крепости). Это может быть реализовано за счет включения в нее элементов архитектурно-исторического наследия, собственно Брестской крепости, и создания новых городских публичных пространств и стильных архитектурных объектов, востребованных нынешними и будущими поколениями горожан. Успешность проекта девелопмента (в том числе финансово-экономическая) может определяться фактической востребованностью и повседневной посещаемостью территории. Другими словами, будет ли проектируемая территория генерировать собственные потоки людей и задерживать транзитные потоки потенциальных целевых групп горожан и гостей города, особенно туристов. Основная идея проекта – создание сети новых публичных пространств на базе архитектурно-исторического наследия, органично дополняющих и развивающих существующий центр города Бреста, его воссоединение с территорией бывшего средневекового Бреста, который был расположен в пределах Брестской крепости. Эта сеть должна быть максимально разнообразна по функциям (деловым, развлекательным, торговым, познавательным, отдыху детей и взрослых, услугам и т.п.), по масштабам (крупные объекты, средние, малые), по времени жизни (так, чтобы жизнь на этой территории бурлила круглосуточно и круглогодично, перетекая из одного объекта к другому). В центральную часть Бреста могла быть создана следующими пространствами: площадью Ленина, пешеходной улицей Советской, железнодорожным вокзалом и пунктами погранпереходов с Украиной и Польшей, сетью погранпереходов.

В логике современного городского времяпрепровождения и потребления проектируемые кварталы должны взять на себя функции коммуникационного, культурно-исторического, развлекательного, частично жилого и делового центра города.  Эта идея может быть дополнена прилегающими объектами: музеями Брестской крепости, набережной реки Мухавец, музеем железнодорожной техники и парком 1-го мая.

Согласно мастер-плану новый центр города сможет играть роль одного из основных градостроительных узлов Бреста наравне с городскими парками и бульварами в исторической части Бреста, площадью Ленина и Советской пешеходной улицей. Комплексное и успешное развитие проектируемой территории неполно без реконструкции прилегающих территорий: въездной зоны нового транспортного коридора (проект Западного обхода), набережной р. Мухавец (так называемого водного фронта).

Мастер-план предполагает функциональное зонирование территории общей площадью около 300 гектар. По итогам 1 этапа разработки мастер-плана предложено зафиксировать градостроительный каркас территории – центральная часть Бреста соединяется с новым центром улицами Героев обороны Брестской крепости, ул. Леваневского и ул. Пушкинская через аллеи парка, ул. Гоголя, пр. Машерова, набережной Муховца. Вместе с тем мастер-план выделил 6 зон для дальнейшей проработки проектных решений на следующих стадиях проектирования: Зона «Круглая площадь и Конгресс-центр», Зона «Набережная реки Муховец», Зона «Продолжение улицы Пушкинская», Зона «Стрит-ритейла и зона жилья», Зона «Железнодорожного музея» и Зона Брестской крепости.

Рисунок3

Градостроительное содержание включает создание основных функциональных зон. Центральная площадь формирует самое большое в городе многофункциональное общественное пространство. Она организована ключевыми для города объектами: Конгресс-центром, самым крупным и высотным гостинично-деловым центром «Ворота Бреста», главным торгово-развлекательным комплексом и размещается на «пересечении всех дорог», связующих центр города с крепостью и набережную с Железнодорожным музеем. За счет вертикальной планировки площадь позволяет развязать транспортные и пешеходные потоки и обеспечить пешеходные связи центра города с крепостью. Она формирует вертикальную доминанту, обеспечивает возможность наблюдать панорамные виды на город и крепость, а также замыкает торговый променад , идущий от железнодорожного музея. Зона жилья и стрит-ритейл формирует целую зону новых пешеходных маршрутов от городских кварталов к торговому променаду, поддерживает связь парка с центральной площадью и крепостью, обеспечивает наполнение новой городской среды инфраструктурой сервиса и торговли (влияет на развитие и посещаемость как парка, так и крепости). За счет жилья зона обеспечивает круглосуточное и круглогодичное функционирование среды городского центра. Зона учитывает стилистику и масштаб, свойственный историческому центру Бреста. Набережная формирует пешеходно-рекреационный дубль проспекта Машерова, как транспортной магистрали города. За счет введения в пространство набережной жилых комплексов обеспечивает круглосуточную оживленность рекреационной зоны. Железнодорожный музей формирует общегородской развивающий центр для детей и молодежи. Расположение зоны между крепостью, парком и торговым променадом в более чем пешеходной доступности повышает посещаемость всех объектов в течение всего года. Содержание разделов должно лечь в основание технического задания на разработку Проекта детальной планировки.

Разработано экономическое обоснование градостроительных решений, ключевым тезисом которого является то, что Объектом инвестирования являются не отдельные здания, а городская среда. Именно баланс и единство проектных решений и точного функционального зонирования дают Кумулятивный эффект соседствующих функций. Создается объект, соревнующийся по качеству городской среды с городами из близлежащих регионов (Варшава, Вильнюс и др.), конкурирующий за привлечение туристов и инвесторов (не только внутренних, но и внешних по отношению к Бресту).

Были сформированы технико-экономические показатели проекта и обозначены общие требования к объектам инженерной и транспортной инфраструктуры, а также зафиксирована инвестиционная привлекательность проектируемых объектов недвижимости.

Набережная

Стрит-ритейл и Круглая площадь